Закрыть меню
Закрыть
Цифровые технологии в креативных индустриях: преимущества и недостатки применения цифровизации в сфере культуры РФ

Добрый день! Тема сегодняшней лекции: Цифровые технологии в креативных индустриях. А конкретно мы с вами разберем преимущества и недостатки применения цифровизации на примере музейно-выставочной деятельности РФ.
Меня зовут Людмила Перова. Я являюсь сотрудником Научно-исследовательского института социальных систем при Московском государственном университете имени Ломоносова, а также одним из руководителей междисциплинарного учебно-образовательного и наставнического курса «Лови будущее», который реализуется при поддержке Президентского фонда креативных инициатив.

Давайте для начала определимся с термином «креативные индустрии». Сегодня этот термин используется достаточно часто в сфере СМИ. Однако, не многие понимают насколько область креативных индустрий действительно широка. В нее входят: визуальные искусства (живопись, скульптура, фотография), народное творчество, исполнительские искусства (музыка, театр, танец), издательское дело (книги, журналы, иные публикации), аудио-визуальные искусства (кинематограф, радио, телевидение), объекты культуры (музеи, галереи, памятники, библиотеки), дизайн (графика, интерьер, ландшафтное искусство, ювелирное искусства, мода), креативные (творческие) сервисы (маркетинг), а также направление появившееся совсем недавно – медиа, то есть цифровой контент: как творческий, так и программное обеспечение.

Давайте с вами остановимся именно на последнем. Что такое «мультимедиа»? В общем смысле цифровые технологии или технологии мультимедиа – это многосоставной процесс работы нескольких сфер человеческого восприятия, то есть совместная работа звука, видео, анимационного и статического изображения, и текстовой информации в реальном времени. Такую работу нам помогают осуществить продукты мультимедиа: аудиосистема (колонки, микрофоны, наушники) и видеосистема (интерактивные видео панели).

Применение мультимедиа сегодня – огромно во всех сферах креативных индустрий, а особенно в сфере искусства.

Говоря о музейно-выставочных пространствах в 21-м веке, нельзя не упомянуть о процессе музейной медиации (или арт-медиации). Именно появление мультимедиа подвергло изменению традиционный треугольник коммуникации. Давайте посмотрим на рисунок: предположим, что мы пришли в картинную галерею и смотрим на картину с пейзажем. Мы являемся реципиентами – мы считываем картину. В этом треугольнике коммуникации так же присутствует сторона создателя.  Пейзаж, до того, как он попал в картинную галерею, кто-то нарисовал. Создатель взял какую-то свою мысль (идею) и облек ее в материальное тело, то есть нарисовал картину. В центре треугольника у нас находится объект искусства – это и есть наш пейзаж. Мы общаемся с создателем (автором) через объект искусства, с помощью наших чувств и интеллектуального багажа стараемся «расшифровать» код. Однако, на рисунке вы можете увидеть еще одну сторону – исследователя (медиатора). Он не принимает прямого участия в нашем разговоре с создателем. Его задача – предоставить нам ключ к расшифровке кода. Роль медиатора в нашей картинной галерее сыграет экскурсовод. При этом мы можем как прибегнуть к его помощи, так и попробовать понять смысл картины самостоятельно. Но вернемся к музейной медиации. Медиация как инструмент призвана заменить классический монологический подход к кураторской деятельности на диалогический, где посетитель будет принимать такое же активное участие, как и любой медиатор. Именно пространство (здесь уместно говорить о внедрении цифровизации) как инструмент (культурная медиация) становится уровнем, где решаются вопросы коммуникации между экспонатом и реципиентом.

Цифровизация в музейном пространстве, с одной стороны – шаг вперед в мировых тенденциях, а с другой – проблема девальвации посредника между объектом искусства и реципиентом. Данный процесс не только разрушает традиционный треугольник взаимодействия, но и ставит вопрос о важности и необходимости в нем посредника как такового. При работе с новым видом обустройства музейной коммуникации, внедрения в традиционную систему экспонирования чего-то принципиально нового и отличного, стоит всегда учитывать, что принцип мультимедийности использует технологии как средство достижения поставленной им цели — взаимодействия музея со зрителем. Цифровые технологии не являются методом интерпретации смысла, заложенного автором/куратором, они не предоставляют готовый продукт посетителю. Мультимедиа должны побудить человека получить собственный уникальный опыт взаимодействия с экспозицией, при этом создав для этого все необходимые условия.

Как же мультимедиа технологии используются в сфере культуры сегодня? До 2020 года использование технологий мультимедиа в музейной среде не представлялось обязательным. Музеи работали в штатном режиме, в них ходили, и они всегда являлись одной из важных составляющих досуга, а также средством привлечения туристов. Однако острая эпидемиологическая обстановка вынудила взглянуть на процесс работы музеев, галерей, театров и концертных залов по-новому. С новой активностью заработали сайты организации, а в их арсенале появились новые цифровые продукты (пример: технологии VR, проекторы, аудио-/медиа-панели и т.д.).

Цифровые технологии также затрагивают ряд важных социальных вопросов. Одним из них является вопрос об инклюзивности современного сообщества. Адаптирование социальной среды под любого человека – задача современного социума, которую он старается решить в том числе в сфере искусства. Инклюзия – включение в процесс социализации/обучения/игры/взаимодействия людей с ограниченными возможностями, обеспечение для них всевозможных благоприятных условий. Инклюзивный аспект всегда подразумевает зависимость от мнения социума, который в свою очередь изменяется под действием множества факторов: социального, политического, экономического, культурного, общего нравственного развития и т.д. По оценкам некоторых исследователей на данном этапе российское общество остро нуждается в выработке новых систем нравственно-психологического восприятия для дальнейшего формирования культурного аспекта по принципу “включающего общества”. И поскольку абсолютно каждый гражданин РФ имеет право участвовать в культурной жизни государства, а также иметь доступ к культурным ценностям, самые активные подвижки в сторону новых культурных принципов происходят именно в профессиональной среде.

Давайте поговорим о преимуществах цифровых технологий в сфере искусства на примере музейно-выставочного пространства. Частичное и полное онлайн экспонирование выставочных единиц может решить несколько важных проблем. Онлайн доступ к музейным коллекциям позволяет людям из других городов и стран, а также людям с ОВЗ оставаться в актуальном потоке и обмене информацией. Онлайн музей более доступен даже тем, что сотрудники музея могут позволить доступ к выставочным единицам, находящимся в плохом состоянии. Объекты, находящиеся на реставрации, на время могут заменять цифровые 3D копии, что поможет составить посетителю целостное представление о выставке и всех его экспонатов. Онлайн доступ решает вопрос частой реставрации объектов: в выставочном зале не всегда возможно сохранять температурный режим, необходимый для должного содержание выставочных единиц. Также, в последнее время, увеличился процент порчи экспонатов от действия акционистов, и удаленный доступ может значительно сократить этот процент. В конце концов, мультимедиа освежают старый взгляд на экспонирование, помогают увеличению заинтересованности в культуре и искусстве общей массы населения. Ожидания современного человека в сфере культурного досуга значительно увеличились, поэтому кураторы выставок должны постоянно придумывать новые способы привлечения публики. Цифровые технологии становятся решением этой проблемы.

Цифровые технологии также являются мощным инструментом продвижения культуры в массы. Формирует новое сознание – включения и непосредственного участия зрителя. Соответственно, для качественного и рабочего синтеза цифровизации с искусством сфера культуры должна также быть подвержена некоторым видоизменениям: 1) изучению новых цифровых форматов коммуникации; 2) расширению практики создания и использования IT-технологий в сфере культуры; 3) подготовке/переподготовке кадров, с соответствующими способностями и знаниями для качественного обслуживания мультимедиа продуктов.
Вы также можете ознакомиться со списком музеев РФ, уже внедривших мультимедиа технологии.

К сожалению, мы не можем не сказать и о негативных последствиях цифровизации в сфере культуры.

Удаленный доступ и онлайн работа музеев может значительно сократить «живые» единицы посетителей. Необходимость преодолевать путь и преграды для того, чтобы вживую повзаимодействовать с объектом искусства может просто исчезнуть. Никакая цифровая копия объекта искусства не сможет передать материальных характеристик – реального размера предмета, его фактуры, цвета и т.д. Растущие ожидания на выставках за счет использование цифровых технологий делает обычные выставки старого способа экспонирования в сравнении с новым – скучными и предсказуемыми. «Говорящие» объекты искусства, то есть те, где цифровые технологии помогают на месте рассказать посетителю о выставочной единице – сократит потребность в живом медиаторе. Содержание штата экскурсоводов станет более денежно-затратным и приведет к его сокращению. И самое страшное, но к счастью, самое маловероятное – для нового поколения исчезнет потребность создавать материальные объекты искусства. Живопись и проектирование успешно перейдут в цифровой формат, тем самым лишив будущие поколения материальных направлений искусства (в том числе самого смысла творчества) как таковых.

Может показаться, что такой негативный исход – дело далекого будущего. Я спешу вас расстроить и в некотором смысле разочаровать – наш мир с каждым днем ускоряется в развитии и принятии решений. До 2020 года мы даже не могли бы помыслить о том, что технологии однажды могут спасти много сфер нашей жизни, и, по крайней мере, поддержать ее в том же рабочем состоянии до устранения преград. Мы не знаем, какой мир ждет нас завтра, но именно мы влияем на его развитие, прежде всего развитием и просвещением самих себя. Целью учебно-образовательного курса «Лови будущее» является формирование понятийного аппарата, развитие теоретического и проективного мышления в области цифровизации и творческих индустрий, понимание основ проектного управления при разработке ИТ-продуктов и глобальных тенденций развития креативной экономики. Мы искренне надеемся, что данный курс поможет вам в принятии решений по улучшению мира вокруг нас.

Спасибо за внимание!

Цифровые технологии в креативных индустриях: преимущества и недостатки применения цифровизации в сфере культуры РФ

Характеристика цифровых технологий: понятие, назначение, классификация. Роль цифровых технологий в развитии креативных индустрий. Технологии представления информации (мультимедиа, гипертекст, виртуальная реальность) в области культуры и искусства.
Чем полезно:
Определение тенденций процесса цифровизации в сфере креативных индустрий; решение остросоциальных проблем при помощи внедрения «мультимедиа»; примеры позитивных и негативных применений IT- технологий в музейной среде РФ.
Перова Людмила Александровна
Научный сотрудник НИИСС при МГУ им. М.Ю. Ломоносова, руководитель проекта «ЛОВИ БУДУЩЕЕ!»

Видео

Содержание:

1:47
Что такое «мультимедиа»?
2:34
Как мультимедиа технологии используются в сфере искусства?
6:38
Цифровизация – еще один шаг к инклюзивности общества
8:07
Преимущества цифровых технологий в сфере искусства.
10:38
Отрицательное влияние цифровизации в сфере культуры.
Содержание

Аудио

Аудио

Читать текст лекции

Текст лекции

Добрый день! Тема сегодняшней лекции: Цифровые технологии в креативных индустриях. А конкретно мы с вами разберем преимущества и недостатки применения цифровизации на примере музейно-выставочной деятельности РФ.
Меня зовут Людмила Перова. Я являюсь сотрудником Научно-исследовательского института социальных систем при Московском государственном университете имени Ломоносова, а также одним из руководителей междисциплинарного учебно-образовательного и наставнического курса «Лови будущее», который реализуется при поддержке Президентского фонда креативных инициатив.

Давайте для начала определимся с термином «креативные индустрии». Сегодня этот термин используется достаточно часто в сфере СМИ. Однако, не многие понимают насколько область креативных индустрий действительно широка. В нее входят: визуальные искусства (живопись, скульптура, фотография), народное творчество, исполнительские искусства (музыка, театр, танец), издательское дело (книги, журналы, иные публикации), аудио-визуальные искусства (кинематограф, радио, телевидение), объекты культуры (музеи, галереи, памятники, библиотеки), дизайн (графика, интерьер, ландшафтное искусство, ювелирное искусства, мода), креативные (творческие) сервисы (маркетинг), а также направление появившееся совсем недавно – медиа, то есть цифровой контент: как творческий, так и программное обеспечение.

Давайте с вами остановимся именно на последнем. Что такое «мультимедиа»? В общем смысле цифровые технологии или технологии мультимедиа – это многосоставной процесс работы нескольких сфер человеческого восприятия, то есть совместная работа звука, видео, анимационного и статического изображения, и текстовой информации в реальном времени. Такую работу нам помогают осуществить продукты мультимедиа: аудиосистема (колонки, микрофоны, наушники) и видеосистема (интерактивные видео панели).

Применение мультимедиа сегодня – огромно во всех сферах креативных индустрий, а особенно в сфере искусства.

Говоря о музейно-выставочных пространствах в 21-м веке, нельзя не упомянуть о процессе музейной медиации (или арт-медиации). Именно появление мультимедиа подвергло изменению традиционный треугольник коммуникации. Давайте посмотрим на рисунок: предположим, что мы пришли в картинную галерею и смотрим на картину с пейзажем. Мы являемся реципиентами – мы считываем картину. В этом треугольнике коммуникации так же присутствует сторона создателя.  Пейзаж, до того, как он попал в картинную галерею, кто-то нарисовал. Создатель взял какую-то свою мысль (идею) и облек ее в материальное тело, то есть нарисовал картину. В центре треугольника у нас находится объект искусства – это и есть наш пейзаж. Мы общаемся с создателем (автором) через объект искусства, с помощью наших чувств и интеллектуального багажа стараемся «расшифровать» код. Однако, на рисунке вы можете увидеть еще одну сторону – исследователя (медиатора). Он не принимает прямого участия в нашем разговоре с создателем. Его задача – предоставить нам ключ к расшифровке кода. Роль медиатора в нашей картинной галерее сыграет экскурсовод. При этом мы можем как прибегнуть к его помощи, так и попробовать понять смысл картины самостоятельно. Но вернемся к музейной медиации. Медиация как инструмент призвана заменить классический монологический подход к кураторской деятельности на диалогический, где посетитель будет принимать такое же активное участие, как и любой медиатор. Именно пространство (здесь уместно говорить о внедрении цифровизации) как инструмент (культурная медиация) становится уровнем, где решаются вопросы коммуникации между экспонатом и реципиентом.

Цифровизация в музейном пространстве, с одной стороны – шаг вперед в мировых тенденциях, а с другой – проблема девальвации посредника между объектом искусства и реципиентом. Данный процесс не только разрушает традиционный треугольник взаимодействия, но и ставит вопрос о важности и необходимости в нем посредника как такового. При работе с новым видом обустройства музейной коммуникации, внедрения в традиционную систему экспонирования чего-то принципиально нового и отличного, стоит всегда учитывать, что принцип мультимедийности использует технологии как средство достижения поставленной им цели — взаимодействия музея со зрителем. Цифровые технологии не являются методом интерпретации смысла, заложенного автором/куратором, они не предоставляют готовый продукт посетителю. Мультимедиа должны побудить человека получить собственный уникальный опыт взаимодействия с экспозицией, при этом создав для этого все необходимые условия.

Как же мультимедиа технологии используются в сфере культуры сегодня? До 2020 года использование технологий мультимедиа в музейной среде не представлялось обязательным. Музеи работали в штатном режиме, в них ходили, и они всегда являлись одной из важных составляющих досуга, а также средством привлечения туристов. Однако острая эпидемиологическая обстановка вынудила взглянуть на процесс работы музеев, галерей, театров и концертных залов по-новому. С новой активностью заработали сайты организации, а в их арсенале появились новые цифровые продукты (пример: технологии VR, проекторы, аудио-/медиа-панели и т.д.).

Цифровые технологии также затрагивают ряд важных социальных вопросов. Одним из них является вопрос об инклюзивности современного сообщества. Адаптирование социальной среды под любого человека – задача современного социума, которую он старается решить в том числе в сфере искусства. Инклюзия – включение в процесс социализации/обучения/игры/взаимодействия людей с ограниченными возможностями, обеспечение для них всевозможных благоприятных условий. Инклюзивный аспект всегда подразумевает зависимость от мнения социума, который в свою очередь изменяется под действием множества факторов: социального, политического, экономического, культурного, общего нравственного развития и т.д. По оценкам некоторых исследователей на данном этапе российское общество остро нуждается в выработке новых систем нравственно-психологического восприятия для дальнейшего формирования культурного аспекта по принципу “включающего общества”. И поскольку абсолютно каждый гражданин РФ имеет право участвовать в культурной жизни государства, а также иметь доступ к культурным ценностям, самые активные подвижки в сторону новых культурных принципов происходят именно в профессиональной среде.

Давайте поговорим о преимуществах цифровых технологий в сфере искусства на примере музейно-выставочного пространства. Частичное и полное онлайн экспонирование выставочных единиц может решить несколько важных проблем. Онлайн доступ к музейным коллекциям позволяет людям из других городов и стран, а также людям с ОВЗ оставаться в актуальном потоке и обмене информацией. Онлайн музей более доступен даже тем, что сотрудники музея могут позволить доступ к выставочным единицам, находящимся в плохом состоянии. Объекты, находящиеся на реставрации, на время могут заменять цифровые 3D копии, что поможет составить посетителю целостное представление о выставке и всех его экспонатов. Онлайн доступ решает вопрос частой реставрации объектов: в выставочном зале не всегда возможно сохранять температурный режим, необходимый для должного содержание выставочных единиц. Также, в последнее время, увеличился процент порчи экспонатов от действия акционистов, и удаленный доступ может значительно сократить этот процент. В конце концов, мультимедиа освежают старый взгляд на экспонирование, помогают увеличению заинтересованности в культуре и искусстве общей массы населения. Ожидания современного человека в сфере культурного досуга значительно увеличились, поэтому кураторы выставок должны постоянно придумывать новые способы привлечения публики. Цифровые технологии становятся решением этой проблемы.

Цифровые технологии также являются мощным инструментом продвижения культуры в массы. Формирует новое сознание – включения и непосредственного участия зрителя. Соответственно, для качественного и рабочего синтеза цифровизации с искусством сфера культуры должна также быть подвержена некоторым видоизменениям: 1) изучению новых цифровых форматов коммуникации; 2) расширению практики создания и использования IT-технологий в сфере культуры; 3) подготовке/переподготовке кадров, с соответствующими способностями и знаниями для качественного обслуживания мультимедиа продуктов.
Вы также можете ознакомиться со списком музеев РФ, уже внедривших мультимедиа технологии.

К сожалению, мы не можем не сказать и о негативных последствиях цифровизации в сфере культуры.

Удаленный доступ и онлайн работа музеев может значительно сократить «живые» единицы посетителей. Необходимость преодолевать путь и преграды для того, чтобы вживую повзаимодействовать с объектом искусства может просто исчезнуть. Никакая цифровая копия объекта искусства не сможет передать материальных характеристик – реального размера предмета, его фактуры, цвета и т.д. Растущие ожидания на выставках за счет использование цифровых технологий делает обычные выставки старого способа экспонирования в сравнении с новым – скучными и предсказуемыми. «Говорящие» объекты искусства, то есть те, где цифровые технологии помогают на месте рассказать посетителю о выставочной единице – сократит потребность в живом медиаторе. Содержание штата экскурсоводов станет более денежно-затратным и приведет к его сокращению. И самое страшное, но к счастью, самое маловероятное – для нового поколения исчезнет потребность создавать материальные объекты искусства. Живопись и проектирование успешно перейдут в цифровой формат, тем самым лишив будущие поколения материальных направлений искусства (в том числе самого смысла творчества) как таковых.

Может показаться, что такой негативный исход – дело далекого будущего. Я спешу вас расстроить и в некотором смысле разочаровать – наш мир с каждым днем ускоряется в развитии и принятии решений. До 2020 года мы даже не могли бы помыслить о том, что технологии однажды могут спасти много сфер нашей жизни, и, по крайней мере, поддержать ее в том же рабочем состоянии до устранения преград. Мы не знаем, какой мир ждет нас завтра, но именно мы влияем на его развитие, прежде всего развитием и просвещением самих себя. Целью учебно-образовательного курса «Лови будущее» является формирование понятийного аппарата, развитие теоретического и проективного мышления в области цифровизации и творческих индустрий, понимание основ проектного управления при разработке ИТ-продуктов и глобальных тенденций развития креативной экономики. Мы искренне надеемся, что данный курс поможет вам в принятии решений по улучшению мира вокруг нас.

Спасибо за внимание!