Закрыть меню
Закрыть
Стратегия проектов в сфере культуры, креативных индустрий и цифровых технологий

Вот эта моя сегодняшняя лекция. Я исхожу из того, что вы никогда не учили системно стратегию. Честно сказать, вы не одиноки. 99, 99 периоде — никто в России не изучал стратегию. Такого предмета не было. Когда я вернулся в Россию после многих лет работы за границей, к 30-ти приблизительно, я обнаружил, что есть два предмета: один назывался «Стратегическое управление», другой «стратегическое планирование». И когда я говорил о стратегии, все эту стратегию сужали до этих двух предметов. Это очень узенькие предметы в системе изучения стратегии.

Теперь давайте смотреть на эту схему. Это главная схема, что вы должны понять. Проще не бывает. Но это на первый взгляд. Значит, главное, что вы должны первое понять, что стратегия, и стратегирование, и прогнозирование, и стратегическое планирование, и стратегическое управление — это не синонимы, это абсолютно разные категории, абсолютно. Причем первая из них стратегией не занимается. Стратеги не разрабатывают прогнозы. Для этого есть прогнозисты. И в Советском Союзе постепенно усилиями академика Александра Ивановича Альчишкина была создана великолепная школа прогнозирования. Был создан первый в Советском Союзе Институт прогнозирования Академии наук СССР. Его возглавил Александр Иванович Альчишкин. Потом был его преемник Виктор Григорьевич Еременко. Он был на моей защите докторской. Это тоже было в далекие -далекие времена. Вспоминать не будем.

Прогнозисты — это особая специальность. Они занимаются взглядом в будущее и делают то, что делают и стратеги, на первый взгляд, изучают глобальные тренды, тенденции. Но они разрабатывают прогноз. Прогноз, в отличие от стратегии, не может быть директивным документом по определению. Почему прогноз не может быть директивным документом? В нем нет ресурсов. В нем есть приблизительные ориентиры по широкой шкале времени на годы, на 10, на 20 лет — никаких ресурсов. Прогноз — это ориентир в будущее, очень полезный для стратегии, но это не стратегия. Прогноз не реализуется — он используется в процессе реализации директивных документов. Вот Александр Иванович и Виктор Григорьевич в советское время занимались прогнозами, отдельно использовали в разработке 5-летних планов.

До того, как был создан институт прогнозирования еще при очень природно способном человеке Никите Сергеевиче Хрущеве была разработана единственная за историю СССР семилетка. Для нее тоже нужны были прогнозы. И тогда, собственно, в Советском Союзе стали заниматься взглядом в далекое будущее. А в стратегии используют прогнозы для разработки директивно документа, внизу он указан в стратегии. Это путеводитель к будущему. Стратеги вместе с прогнозистами используют разработанную стратегию, разработанные прогнозы. Стратегию вместе с прогнозистами изучают тренды или тенденции. Вот это синонимы. Мы используем в нашей методологии тренды и тенденции как синонимы. Хотя если вы пойдете в некоторые американские учебники, то там есть различие в трендах и тенденциях, но они настолько незначительны, что я решил, что не будем усложнять простейшие вопросы.

Стратеги вместе с прогнозистами в зависимости от объекта стратегирования, объект стратегирования — это может быть, во-первых, ваша личная жизнь. Стратег — это уникальный человек, который, в отличие от прогнозистов, который может безответственно смотреть в будущее, говорит, что будет, что не будет. Стратег отвечает за то, что сказал, как сапер. Раз ошибся и до свидания, я больше не могут не наймут на работу. Почему вы разрабатываете директивные документы стратегии? Это директивы. Он (документ) утверждается законами, указами, постановлениями или, на уровне главы предприятия, приказами. А вот в вашей собственной жизни — с чего я начал это предложение — это вы уж как решите для себя. Вот вы хотите ваш уникальный дар — природную жизнь – стратегировать, тогда вам надо разработать стратегию. Если так хотите, приблизительно это — может, то, а может это —  необязательно, тогда прогноз — это как вам удобно.

Так, значит, стратегия использует прогноз. Прогноз — не директивный документ. А вот что такое стратегирование, запомните, это не только разработка стратегии. Это разработка стратегии в течение двух-трех лет и долгий многолетний путь, а иногда и 100-летия, как в Китае и в некоторых корпорациях, реализации стратегии. То есть стратегирование — это и разработка, и реализация стратегии, а не только разработка. Это основная типичная ошибка, особенно людей, которые вообще не знакомы с теорией стратегии. Это первое в стратегировании разработки и реализации. А что же такое стратегия? А стратегия — это результат стратегирования, а с другой стороны, это директивный документ, который годы надо реализовывать.

Ну, чтобы вы себе представляли, какие самые длительные сегодня в мире стратегии. Первая из самых длительных стратегий, 100-летняя стратегия, была разработана под руководством гениального Дэн Сяопина в Китае, когда его Мао Цзэдун вернул к власти, когда в стране гибли уже не 1 000 000, а десятки 1 000 000 человек от голода, а Мао Цзэдун был уже одной ногой в вечности, то он вернул его из трудового лагеря, где он был. Там такой термин был, может, вы помните – «Банда четырех». Вот это борьба. И когда он вернулся к власти, он решил, что такой великой стране, как Китай нужна стратегия. И вот этот гениальный человек, не имея методологии, тем не менее, он возглавил разработку стратегии Китая, и она была утверждена съездом ЦК Компартии Китая, и каждые три месяца на пленуме ЦК Компартии Китая по сей день (пер. с англ – в ориг. «from now on») ведется, значит, мониторинг реализации стратегии Китая.

Когда к власти пришел современный лидер Китая Си Цзиньпин, а он много лет был на командных постах, возглавлял провинцию Шанхай, возглавлял несколько других очень важных государственных органов в системе коммунистического Китая, он пришел к выводу, что 100 лет для Китая мало. И под его руководством, и на основе методологии профессора (?Ние), с которым мы все хорошо знакомы, была разработана новая стратегия -200-летняя стратегия Китая, и была утверждена на съезде ЦК Компартии Китая. Есть корпоративная 202-летняя стратегия. Их очень мало меньше, чем пальцев на одной руке. Первый, кто разработал 200-летнюю стратегию, это организация NASA – национальное аэрокосмическое агентство Соединенных Штатов. Они разработали, я боюсь ошибиться, по-моему, в 2015 году 200-летнюю стратегию. Разрабатывали, они ее долго утвердили, по-моему, в 2015 году она как раз предусматривает, если опять же, я не ошибусь, что в 2026 году они должны высадить первых людей на Марс, если я правильно помню.

Большинство стратегий, практически все — это очень закрытый, секретный документ. Когда я эту фразу говорю, вот студенты мне говорят «да, я сейчас вот на сайт зайду, там Интернет, кучу стратегий скачаю». Вы ни одной стратегии не скачайте, вы скачаете лишь кусочки каких-то стратегий, которые могут быть правдой на 100%, а может быть, на 100% ложью. Я сталкивался и с тем, и другим, потому что, как сказал гениальный стратег VI-V века до нашей эры Сун Цзы: «выиграть 100 сражений из 100 — это второе лучшее. А вот выиграть у планов противника — это самое лучшее». Значит, планы должны быть секретные, чтобы у вас противник то не выиграл, а тем более конкурент и так далее.

А как же со всем этим связано «стратегическое управление» и «стратегическое планирование»? Во-первых, это тоже не синонимы. Стратегическое управление — это управление всем процессом стратегирования: от начала разработки и до завершения разработки и реализации стратегии. А вот со стратегическим планированием все посложнее. С одной стороны, стратегическое управление — это первая из трех интегральных функций стратегического стратегического управления. На самом деле этих функций очень много. Так вот, стратегическое планирование, с одной стороны, это функция стратегического управления, а с другой стороны, стратегический план, который реализуется, разрабатывается, реализуется в процессе стратегического планирования. Это документ, один из документов реализации стратегии. Вы разрабатываете стратегический план. Планы могут иметь самые разные названия.

У меня нет одного определения стратегии, у меня их несколько – четыре таких основных. Я не смог одного создать интегрального. В каждом свой аспект стратегии. Стратегия — это такая многогранная категория, необыкновенная, с очень интересной и уникальной историей. Во-первых, стратегия — кинематическая наука, видите ресурсная ограниченность. Когда вы пишете прогноз, вас ресурсы не интересуют. Может, вам для реализации вашего прогноза нужно больше ресурсов, чем у всего человечества на 100 лет вперед. Ну так нарисовали. Циолковский сделал прогноз, что можно лететь дальним звездам и так далее. Он же не говорил, когда, сколько потратить и так далее, и так далее. В стратегии обязательно ресурсы, ресурсы всегда ограничены. Никогда в истории человечества не было такого лидера, у которого были бы неограниченные ресурсы.

Теперь дальше. Вот второе определение наиболее примитивное, но наиболее полное. Тут написано о том, что это формулирование доктрины. Кстати, доктрина и концепция — это феномен. Концепция, в отличие от доктрины, это предварительный документ, который определяет, не буду использовать термины, то, к чему нужно стремиться, основные сроки приблизительные. Это не прогноз, гораздо более точный документ, но не обязательный к реализации. А когда заказчик или вы сами утвердили концепцию или доктрину, вот тогда начинается на основе этой концепции разработка самой стратегии, которая требует утверждения в виде приказа, закона, указа.

Если мы разрабатываем региональную стратегию, тоже она должна быть утверждена, в отличие от любого другого документа, не просто законодательным собранием или парламентом региональным, или правительством региональным, она должна быть утверждена в виде регионального закона. Мы разработали две такие стратегии, утвержденных в виде регионального закона в разных регионах: одну для Санкт-Петербурга. Причем мы для Санкт-Петербурга разрабатывали две стратегии, но в виде закона, была утверждена только вторая — до 2035 года, а первая была до 2030 года. А кроме того, стратегия Кузбасса не так давно, 24 декабря 2020 года, тоже была утверждена в виде регионального закона. Значит, вот еще два определения в стратегии, что мы анализируем среду и делаем, значит, на основе этого, и нашего стратегического мышления и интуиции делаем выводы в стратегии.

Вот, что здесь важно в этом определении, что стратег не имеет право игнорировать свою интуицию. Нельзя. Вы должны думать над тем, что вам подсказывает интуиция. Но в то же время нельзя просто на нее полагаться. Но ее надо анализировать. Стратегическое мышление. Гениальные стратеги в истории человечества, их объединяло то, многих из них, не всех, что их с детства, с очень ранних лет их родители учили мыслить о будущем. Об этом пишет Наполеон, об этом пишет Гай Юлий Цезарь — один из уникальных лидеров, кто оставил после себя свой труд. Большинство лидеров ничего после себя не оставили. Александр Македонский ни одной строчки не оставил, Ганнибал ни одной строчки. Откуда мы знаем об их решениях? О тех великих людях, кто шли рядом с ними много лет? Ну ладно, ну и, наконец, последнее. Очень важно, чем определение, что стратеги из хаоса будущего должны делать систему.

Эта книга доказывает лидерство России, как родины стратегии. Почему вот этот гениальный человек, Генри Жомени.

Он швейцарец по национальности, простолюдин, но после короткой службы в Швейцарии он был начальником штаба маршала Нея в армии Наполеона. Потом его познакомили с Наполеоном. Наполеон сделал его своим советником. За разработку гениальной стратегии Аустерлица, где Наполеон победил трех императоров европейских, он ему присвоил, простолюдину, титул барона, который потом был признан в России, даже село есть в Нижегородской губернии – «Бароново», так называется. Эта книга тоже переведена в Польше была сразу, потому что он начинал ее писать, когда был в штабе Наполеона. Он в глубокой старости вышел на пенсию и вернулся во Францию, был советником Наполеона III. Вот эта книга была утеряна на 200 лет. Мы ее искали, потому что нашли в жизнеописание Александра I, что ему читал Жомени свой труд. Мы вернули факсимильное издание. Вот в центре то, что написал Жомени, а на полях мои комментарии — как это использовать в современных условиях. Но важность этой книги, вот на второй странице оригинала написано: «печатано по высочайшему повелению».

Вот эту книгу, значит, издали в нескольких странах. Из маленького провинциального села, по сути дела, человек захватил гигантскую территорию мира, вторую по площади, после той территории, которую создал Чингисхан.

Но Чингисхан ничего не создавал, он все разрушал и обладал налогами. А Тимур создал красивейший города, свозил мастеров со всего мира, и он оставил свой труд — Завещание или Кодекс правил. Небольшой труд — 154 страницы на русском языке. Первый раз он на русский переводился по указанию императора Петра Всероссийского Императора. Но я не нашел этот перевод. И он оставил правила, какие страны завоевывать, как управлять народами, как, кому завещать и так далее, и так далее. Поражаешься мудрости этого человека, если особо учесть, что он жил в XIV и самом начале XV века, его отношение к потомкам, его отношение к народам, которые он завоевывал, к завоеванным солдатам. Он создал в XIV веке пенсию для солдат, и эта пенсия выдавалась до боя. Перед тем, как человек шел в армию, ему выдавали зарплату за семь лет вперед, чтобы он мог отдать своей семье и не думать в бою, что его семья останется без денег. Его отношения к женщине в конце XIX века Средняя Азия Центральная. Он попал один раз в плен вместе с женой. И вот он пишет: «все, о чем я думал, как спасти свою жену». То есть он не о себе думал, и не о своей стране. Он думал, как спасти свою жену XIV век, кругом многоженство — вот о чем он думал. То есть этот человек мыслительными способностями ушел на годы вперед.

Если кто-то из вас, на этом я долго не задержусь, захочет изучать стратегию, начинать надо с философских работ.

Мы опираемся в основном на три философских школы: школы онтологии, это номер один, и номер два — школа экзистенциализма. Также мы занимаемся работами в сфере философии реализма. Особенно я вам хочу привести, ну, вы видите здесь и гениальный Конфуций, и другие философы. Но прежде всего, я хотел бы сказать о Марке Аврелии Антонине. Вы все знаете его. Значит, у него есть маленькая книга, которую он оставил без названия. Когда он умер в походе, он был единственный глава государства в истории человечества, я проверял, который был одновременно величайшим философом. Хотя Платон говорил, что философы должны управлять странами, Платон он ошибся — второго философа – нет. Я нашел только одного философа, который был главой правительства, будучи великим философом. Марк Аврелий Антонин был одновременно философом, стоиком гениальным, императором крупнейшего государства в истории человечества, Римской империи и главнокомандующим армии. И вот он умер в походе, просто умер и оставил в своем рюкзаке, не знаю, как сумка называлась свой труд без названия. Он выходит под разными названиями. Его читал и Иван Грозный, и Петр I. Там «Наедине с собой» иногда переводится, «Размышления с самим собой» и так далее. В общем, я вам советую иметь эту не большую книгу. Вот там есть такая фраза. Я ее нашел в русском переводе, но когда сделал подстрочник, он писал, кстати, на древнегреческом, он не на латинском языке писал, хотя был римлянин, но почему-то писал на древнегреческом. Это был язык философов, он изучал философию. И вот я там нашел одну строчку, усомнился в правильности ее перевода на русский. Большинство книг не совсем точно переводятся — переводят переводчики. Я не профессионал, и я его уточнил. И вот в моей редакции — это предложение звучит так, я его всем, кто у меня учится, говор: «Помни, не оспаривая, что истинная ценность человека определяется целями, которые он преследует». Вот какие вы цели перед собой в жизни поставите — такова ваша истинная ценность. Это не обязательно, что вы достигнете этих целей. Он об этом не говорит. Важно, какие вы цели ставит. Это гениальный Марк Аврелий.

Вот, Средневековье и Новое время, новейшее. Здесь, кстати, на этой картинке есть один философ, который не был главой государства, но был главой правительства. Вы его все знаете. Одну из его фраз знает каждый из вас. Кто сказал: «Знание сила»? — Фрэнсис Бэкон. Он был премьер министром Великобритании в XVI веке и лордом-канцлером, хранителем печати, был философом-идеалистом. Здесь — гениальная школа экзистенциализма и его предтеча, который не создавал эту школу, но написал все, что должно принадлежать авторам этой школы. Они не знали его труды, он был датчанин, писал на датском – Серен Кьеркегор. Его книга переведена, кстати, на русский впервые в XXI веке. Советую ее купить и читать. По-русски она называется «Или, или», а по-английски «either or» — не придумали более точного перевода. Тоже нормальный перевод.

Здесь, школы, экзистенциалистов. Вы видите Жан-Поль Сартр, его жена де Бовуар тоже была представителем этой школы. Здесь, конечно, Мартин Хайдеггер — личность противоречивая, но он оставил для нас гениальную книгу, всем советую читать «Бытие и время». Вот она много раз была издана на русском языке. Это гениальный труд. Две основные категории стратегии — пространства и время — он затрагивает.

Значит, это продолжение великих стратегов: Тимур, Чингисхан, конечно. Кстати, единственная женщина стратег, которую я выделил в историю человечества, это Теодора или Феодора. Она продлила существование византийской империи как минимум на 200 лет.

Вот это великие стратеги, вплоть до наших дней. Большинство из них уже технологи, инженеры. Тут и Ма Юнь, вы знаете всех людей — Стив Джобс и Билл Гейтс, Илон Маск, и так далее. Вот это все великие стратеги, некоторые из них живы. Некоторых я знал лично. Вот я упоминал нобелевского лауреата Эдмунда Фелпса, он был в этом здании. Вот Александр Григорьевич Гранберг был, к сожалению, скончался. У него труды по региональной ситуации. И академик Макаров Валерий Леонидович. Он декан соседней школы Высшей школы государственного администрирования. Вот, например, здесь есть под номером 12 — Чао Ма. Я с ним работал в свое время. Артур Андерсон — в 90-е годы в Америке. Он написал замечательную книгу, она переведена на русский язык нашими стараниями по рекомендации. Называется «Мыслить стратегически», как мыслить стратегически. Всем советую ее читать. Ну, тут и Ма Юн, и Илон Маск, и так далее.

Вот их труды, которые я всем рекомендую, пожалуйста, кто захочет, может читать.

Это другой величайший теоретик стратегии — Карл фон Клаузевиц. Он, как и Жомени, служил российскому флагу, даже был с русским флагом в Бородинском сражении, в звании полковника, был ранен на Бородинском поле. Но он служил России всего два года, а Жомени – 33.

Стратегия, как наука, она междисциплинарная.

Основной закон стратегии — это закон своевременности. Время — главный стратегический фактор. Когда мы разрабатываем стратегии, мы прежде всего определяем приоритеты. Какие приоритеты в любой стратегии должны быть? Только те приоритеты, которые обеспечены конкурентными преимуществами, а конкурентным преимуществом может быть что угодно: патент, уникальные природные ресурсы, уникальные профессиональные люди, которые у вас работают или которых вы можете привлечь к себе. То есть когда вы разрабатываете стратегию, вы ищите, за счет чего вы можете победить врага, конкурента, противника, не важно. Вам нужны конкурентные преимущества.

На основе конкурентных преимуществ разрабатываются стратегические приоритеты. Их много, но публикуется очень незначительная часть из них. Остальные обычно закрыты и должны быть закрыты.

Так вот, стратегические приоритеты, их много, они систематизируется в контуры стратегических приоритетов. А контуров не много. Вот пример контуров по стратегии Кузбассу. Что важно подчеркнуть? В каждой стратегии, не важно, даже если она просто военная, главное — это качество жизни людей.

Но качество — это не просто потребление, больше покушать и дольше поспать. Это и, конечно, материальное, и физическое, и моральное, и эмоциональное качества жизни.

Безопасность. Вот когда мы начинали разработку стратегии Петербурга или в стратегии Узбекистана и там, и там, но уже в Узбекистане мы уже не удивились, но в Петербурге мы обнаружили, что нет запасов пресной воды даже на 24 часа даже для огромного города. А если какая-то диверсия? А там находится штаб военно-морского флота, правительственные структуры, президентский, сотни больниц, детских садов, ясли и воды не было даже на одни сутки. Значит, это нарушение обеспечения безопасности.

Или вот смотрите, напал на нас этот ковид. И что было дефицитом? Самое элементарное, что может произвести любая бабушка – маски, были дефицитом. Я помню, чтобы купить маску, я встал около магазина и ждал, когда появятся эти маски, потому что их не было нигде. И вот эти дезинфекторы — не было. Не то, что это трудно произвести, не было стратегии, не было контура обеспечения безопасности. Сейчас это есть везде. И вообще не дефицит купить маску или еще что-то.

Вот, финансирование — это не просто взять и попросить в федеральном бюджете, а как в регионе, например, в Кузбассе создать собственные долговые обязательства, платежные средства, чтобы обеспечить материальные, финансовые стратегии?

Эпицентр любой стратегии — это качество жизни. Какое качество? Вот смотрите. Значит, прежде всего, физическая, материальная, интеллектуальная и эмоциональная.

Вот, когда мы начинаем разрабатывать стратегию, мы прежде всего, смотрим, а какие ценности мы хотим реализовать? Мы пытаемся изучить ценности, которые реализует данный объект стратегирования: предприятие, отрасль, регион, министерство, в глобальных стратегиях свои ценности есть. Не важно, что мир разъединен — есть глобальные стратегии, которые мир объединяют, например, стратегия борьбы с массовыми заболеваниями. Все борются и все кооперируют в борьбе ковидом, например, и так далее. Или, например, стратегия, нераспространение оружия массового поражения, или стратегия борьбы за охрану окружающей среды и так далее.

Национальные интересы. Здесь написано национальные, но не обязательно национальные. Когда вы разрабатываете стратегию региона, вы должны думать, во-первых, о реализации национальных интересов локализованы в этом регионе, во-вторых, о реализации региональных интересов. А затем корпоративных компаний, для которых вы тоже можете разрабатывать стратегию. Эти все стратегии разного уровня, но они все должны реализовываться через выбранные стратегические приоритеты.

А какие стратегические приоритеты мы выбираем? Я вам сказал уже — только те, которые обеспечены конкурентными преимуществами. А дальше ресурсы. Мы должны концентрировать все ресурсы только на тех приоритетах, которые обеспечены конкурентным преимуществом. А если у нас нет конкурентных преимуществ, а мы разрабатываем стратегию на 15 лет, мы должны посмотреть, а можем ли мы создать или приобрести эти конкурентов преимущество в первые пять-семь лет этого стратегического периода. Значит, мы можем создать такой приоритет и создавать для него конкурент свои преимущества. А если не можем создать конкурентное преимущество и у нас его нет, то мы вычеркиваем такой приоритет из повестки дня, как минимум на данный стратегируемый период.

Здесь указано, что ценности и интересы — они отражены, и приоритеты, в разных элементах стратегии, в разных документах, составляющих систему стратегии. Первый и абсолютно требуемый документ и самый короткий документ — это миссия. Как только я начинаю разрабатывать любую стратегию, я понимаю, что она не сама по себе отдельно, она находится под влиянием очень многих стратегий.

Вот какую бы вы ни взяли стратегию, она под влиянием других стратегий: и национальная, и глобальная, и региональная, и отраслевая — все стратегии влияют друг на друга. И вам нужно понять и оценить взаимовлияние стратегий.

Если вы видите стратегию, которая не включает в себя стратегию корпорации и не предусматривает роль корпорации — это ущербная стратегия, потому что любая стратегия региональная, национальная, отраслевая, она реализуется где? В корпорациях, на предприятии, в сфере производства, в сфере услуг это неважно.

В министерствах и ведомствах ничего не производится, никаких услуг не оказывается. Это все на предприятиях. Поэтому в любой стратегии — это должно учитываться. Если вы видите региональную стратегию, а в нет роли корпораций — ущербная, неправильно разработанная стратегия.

Если вы видите стратегию региональную, в которой нет роли муниципалитетов и городов, а кто будет реализовывать?

Значит, это еще раз упрощенная схема. Мы разрабатываем, мы изучаем прогнозы. Стратегия, что мы делаем, разрабатываем и реализуем стратегию. А вот стратегия реализуется, я этот термин вам не приводил, через целевые программы, проекты, платформы, это долгий разговор. Но смысл какой? На основе приоритетов мы декомпозируем приоритеты во что? В цели. Цели — это качественные характеристики, так же, как и приоритеты того, что нужно достичь. А где же ресурсы? А ресурсы в задачах. А где задачи? А задачи в целевых программах. Сколько целей, столько целевых программ.

Вот другой подход к тому, как мы разрабатываем стратегию. Мы анализируем прогнозы, тренды в начале. На основе трендов вместе с прогнозистами мы уточняем прогнозы или используя их продукт, прогнозы, потом делаем уточненный прогноз объекта стратегии, а потом начинаем анализ ресурсов. Все, что у нас есть в карманах или те, что нужно привлечь со стороны.

Вот, наконец, я вам привожу цитату гениального Сунь Цзы: «Стратегия, так вот, у вас просто стратегия есть, а тактики реализации нет — это медленный путь к победе. А вот если у вас просто есть тактика, а нет стратегии, вы уже проиграли. Это просто суета перед поражением». Это было сказано в VI веке до нашей эры.

Вот смотрите, мы анализируем прогнозы, разрабатываем, если мы говорим о национальной стратегии, национальный прогноз, затем разрабатываем миссию, наши ценности. В миссии три главных ответа на вопрос — миссия, это послание обществу. Для чего вы существуете? Какой сервис вы несете обществу и в чем ваша уникальность? Чем вы отличаетесь от всех других? А почему вообще ваше предприятие должно существовать? А чем нам плохо будет без него? Вот это все нужно написать и обосновать здесь, чтобы люди увидели, почему они должны приобретать именно вашу продукцию, чем вы им полезны и так далее.

На основе миссии разрабатывается такой известный продукт, но не знают обычно люди: а откуда он? Где? Где его исток? Слоган? Слоган разрабатывается на основе миссии. А вот приоритеты и конкурентное преимущество — это видение. Видение — последний документ, который открыт обществу, но уже частично, миссия — полностью. А все остальные это для внутреннего пользования. Поэтому если вы думаете, что мы зашли в Интернет и прочитали какой-то документ полностью всю стратегию – нет, стратегия — закрытый документ.

Вот вы разработали концепцию, орган, для которого вы разработали, обсудил, утвердил стратегию, например, правительство Петербурга обсудило. А когда мы через год разработали на основе концепции саму стратегию уже с ресурсом, определенным по шкале времени и так далее, они утвердили эту стратегию в виде регионального закона. Стратегия Петербурга стала первой в России региональной стратегией, утвержденной в виде регионального закона 18 декабря 2018 года нынешним губернатором Александром Бегловым.

Вот другой взгляд на то же самое. Это как реализуется стратегия. Из множества сценариев мы выбираем один. Из множества тактик, одну. Стратегия плюс тактика это политика. Вот как объединить эти категории? Люди путают политику со стратегией. Ни в коем случае, это не синонимы. Это связано и категории, но разные. А когда мы все это утвердили, это реализуется дорожными картами, а дорожные карты находят отражение в стратегии тактическом плане. И в момент, когда вы утвердили стратегический план, вот только начинаете разработку стратегии, вы сразу должны думать о том, а каковы сценарии выхода из этой стратегии? Мало ли что случится, и вы должны это непрерывно уточнять и делать.

Я вот когда вернулся в Россию, стал изучать, а как здесь разрабатываются стратегии? Я нашел потрясающие совершенно сценарии. Например, типичный пример оптимистический или оптимальный еще бывает, пессимистический и инерционный. Я прежде всего задумался, а для чего вообще разрабатывать инерционный? Инерционность, если ничего не делать, он так и так дальше будет идти. А пессимистический — кто у меня его купит? Для чего? А если у вас есть уже оптимальный, то зачем неоптимальный разрабатывать? Не так разрабатываются сценарии. Сценарии разрабатываться должны исходя из приоритетов. У вас, например, есть в кармане, вы предварительно обосновали, что компания или регион, или страна может реализовывать, например, 100 приоритетов. Ну, на 100 лет нет средств. Значит, вы из них выбираете в зависимости от сценария несколько приоритетов, и они должны быть у вас в кармане. Эти приоритеты связаны с поведением конкурентов, с поведением врагов, с перспективой появления новых научных достижений, новых открытий, которые еще нет, но вы видите, вы осуществляете мониторинг трендов. С изменением политической ситуации, вот если вы смотрели впереди, то там написано я вам покажу этот слайд. Посмотрите, как тренды анализируются в начале технологически, потом политические, потом экономический блок и так далее, и бизнес. Значит, у вас, может быть, исходя из этого несколько сценариев, а не эти безумные инерционные сценарии. Инерционный сценарий ничего, как было, так и будет, как телега катилась под гору, так она и будет катиться. А пессимистически — тогда зачем вы нужны в стратегии, чтобы разработать пессимистический? Нет же, это глупость. Спасибо за внимание.

Стратегия проектов в сфере культуры, креативных индустрий и цифровых технологий

Общее определение проекта сферы креативных индустрий. Функции и подсистемы управления проектами. Интеграция проекта. Цели проекта, продукт и результат проекта, границы проекта, стратегический план.